1. Автостанция - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются в соответствии со сводным расписанием движения автобусов, отправляющихся в рейс с территории автостанции, размещенным в зале ожидания.
3. Комплекс зданий и сооружений автостанции включает в себя основное здание и территорию технологической зоны для транспорта и пассажиров.
3.1. В основном здании автостанции расположены: зал ожидания для пассажиров (кассовый зал); касса для продажи билетов и оплаты багажа; павильоны бытового обслуживания; магазины; прочие помещения.
3.2. На территории автостанции расположены: перроны посадки пассажиров; перрон для высадки пассажиров; разворотная площадка и стоянка автобусов; павильоны общественного питания и торговли для удобства пассажиров.
4. На автостанции пассажирам оказываются следующие услуги: текущая и предварительная продажа билетов; предоставление справочной информации; прочие услуги.
5. Пассажиры имеют право на бесплатное пользование залом ожидания и санитарными узлами, расположенными в основном здании автостанции, при наличии билета, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту автобусов регулярных перевозок, отправляющихся в рейс с территории автостанции.
6. Продажа и возврат билетов.
6.1. Правила текущей и предварительной продажи билетов.
6.1.1. Текущая и предварительная продажа билетов на проезд и провоз багажа на междугородные и пригородные маршруты на все направления осуществляется во всех кассах, расположенных в основном здании автостанции.
6.1.2. Продажа билетов в кассах автостанции прекращается за 5 минут до отправления автобуса.
6.1.3. Предварительная продажа осуществляется за 10 дней до отправления автобуса согласно расписания движения автобусов, отправляющихся в рейс с территории автостанции, и прекращается за 24 часа до отправления автобуса. За предварительную продажу билетов взимается комиссионный сбор.
6.1.4. Текущая продажа осуществляется за 24 часа и менее до отправления автобуса согласно расписания движения автобусов, отправляющихся в рейс с территории автостанции.
6.1.5. При продаже билетов могут оказываться дополнительные услуги за дополнительную плату.
6.2. Правила допродажи билетов.
6.2.1. В кассе продажи билетов, помимо текущей и предварительной продажи билетов на все рейсы всех направлений, продаются билеты на отправляющиеся рейсы, и производится допродажа багажных квитанций.
6.3. Правила продажи льготных билетов.
6.3.1. В кассах автостанции граждане, имеющие право бесплатного проезда в соответствии с действующим законодательством, могут приобрести льготные билеты для проезда на междугородных рейсах по территории Республики Мордовия.
6.3.2. При продаже льготного билета кассир обязана запросить у пассажира все необходимые документы, дающие право на данную льготу в соответствии с действующим законодательством. Пассажир обязан представить кассиру все запрашиваемые документы.
6.4. Правила возврата билетов.
6.4.1. Возврат билетов осуществляется во всех кассах автостанций.
6.4.2. Возврат денежных средств осуществляется при предъявлении пассажиром кассиру билета с отметкой дежурного по автостанции и при необходимости заявления пассажира на возврат билета.
6.4.3. При возврате билетов на отмененные (а также на опаздывающие) рейсы кассир осуществляет пассажиру возврат полной стоимости проезда.
6.4.4. При возврате пассажиром билета не позднее чем за 2 часа до отправления автобуса, из стоимости билета кассиром удерживается 5% от стоимости проезда, при возврате билета менее чем за 2 часа до отправления автобуса - 15%, при возврате билета по причине опоздания в течение 3 часов с момента отправления автобуса - 25%, при возврате билета по причине болезни, несчастного случая в течении 3 суток с момента отправления автобуса - 25%.
6.5. Правила пользования услугами справочной службы.
6.5.1. Справочная служба расположена в кассе автостанции.
6.5.2. Справочная служба оказывает бесплатные услуги по предоставлению справочной информации по работе автостанции, а также о рейсах автобусов, отправляющихся с территории автостанции.
7. Правила оплаты проезда, провоза багажа и ручной клади.
7.1. Пассажир обязан оплатить проезд в кассах автостанции. Подтверждением оплаты проезда (заключения договора перевозки пассажира) является билет.
7.2. Безбилетным является лицо: а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета; б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным; в) предъявившее поддельный билет; г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указаны сведения не соответствующие льготному документу, предъявляемому при посадке; д) предъявившее ранее использованный билет;
7.3. Безбилетные лица на посадку не допускаются.
7.4. Не допускаются в салон автобусов при посадке лица, имеющие грязную одежду, либо одежду, марающую других пассажиров или кресла автобуса, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, представляющие угрозу для общества и нарушающие общественный порядок.
7.5. Пассажир имеет право провозить с собой:
7.5.1. За плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.
7.5.2. Бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
7.6. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается.
7.7. Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные и другие опасные вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы) загрязняющие транспортные средства и одежду пассажиров.
7.8. Погрузка и выгрузка багажа, перевозимого в багажных отделениях транспортных средств, осуществляется пассажиром. Багаж принимается для перевозки без вскрытия тары или упаковки. Тара и упаковка должны обеспечивать целостность и сохранность багажа в течение всего периода перевозки. Перевозка багажом пищевых продуктов, в том числе скоропортящихся, в багажных отделениях транспортных средств и багажных автомобилях без поддержания температурного режима осуществляется под ответственность отправителя без объявления ценности этого багажа. Сдача багажа перевозчику оформляется багажной квитанцией. Багаж выдается лицу, предъявившему багажную квитанцию и багажную бирку. В случае утраты багажной квитанции или багажной бирки багаж может быть выдан лицу, которое докажет свое право на него, указав письменно точные признаки вещей, входящих в состав багажа.
8. Правила перевозки детей, следующих вместе с пассажиром.
8.1. При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
8.1.1. Перевозить с собой бесплатно в автобусах пригородного сообщения детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8.2 настоящих Правил;
8.1.2. Перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8.2 настоящих Правил.
8.2. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.
8.3. Пассажир обязан иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка, перевозимого с предоставлением льгот по провозной плате, указанных в пунктах 8.1 и 8.2 настоящих Правил, который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль оплаты проезда.
9. Наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций контролируется контрольно-ревизорской службой объединения, перронными контроллерами (уполномоченными работниками) автостанции, а также рейсовыми водителями транспортных средств.
10. Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения. Претензии, возникающие при обслуживании пассажиров на автостанции, предъявляются администрации АО"Объединение автовокзалов и автостанций" через диспетчера автостанции или путем записи в книгу жалоб и предложений. Книга жалоб и предложений находится в диспетчерской автовокзала (г.Саранск) и кассах автостанций.
11. В основном здании автостанции запрещается распивать спиртные напитки, курить и сорить. Пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, быть взаимно вежливыми и доброжелательными. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».